26.04.2013

Автомобильные эксплуатационные материалы

Бензин

Автомобильные топлива, масла, пластичные смазки и специальные жидкости являются продуктами переработки нефти.

Для автомобильных двигателей применяют бензины А-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98. Буква А в марке бензина означает, что этот бензин автомобильный, буква И - что октановое число определяют по исследовательскому методу, а цифры - минимальное значение октанового числа.


Основным показателем бензинов является детонационная стойкость, определяющая способность бензина сгорать в цилиндрах двигателей нормально, без детонации. Детонацией или детонационным сгоранием рабочей смеси называется такое её сгорание, когда скорость распространения пламени в сто и более, раз превышает нормальную скорость горения (20 - 30 м/с). Одновременно в цилиндре двигателя в два раза повышается давление и увеличивается температура. Работа двигателя с детонацией вызывает падение мощности, увеличение расхода топлива и приводит к залеганию поршневых колец, прогоранию поршней и прокладки головки цилиндров, обгоранию клапанов, повреждению подшипников коленчатого вала и др.

Детонационную стойкость оценивают октановым числом, с увеличением которого детонационная стойкость повышается. Чем выше степень сжатия, тем выше склонность двигателя к детонации и тем большее октановое число должен иметь бензин. Увеличение степени сжатия повышает мощность двигателя и в то же время позволяет обеспечить надёжную устойчивую работу двигателя на более бедной смеси, т.е. работа такого двигателя становится более экономичной.

Для повышения детонационной стойкости бензины этилируют, т.е. добавляют в них этиловую жидкость, содержащую тетраэтилсвинец, являющийся основной антидетонационной присадкой. Поскольку такие бензины токсичны, то для отличия их окрашивают в другие цвета.

Эксплуатационные свойства бензина определяются также испаряемостью, т.е. его способностью переходить из жидкого в парообразное состояние при конкретных условиях. Этот показатель характеризует пусковые свойства, полноту его сгорания и способность к образованию газовых пробок в системе питания двигателя.

Плотность бензина влияет на уровень его в поплавковой камере карбюратора и экономичность работы двигателя. Уменьшение плотности влечёт за собой повышение его уровня и перерасход топлива при работе двигателя. Наличие в бензине кислот, щелочей, серы, сернистых соединений, а также загрязнённость его механическими примесями определяют надёжность и долговечность работы двигателя.

Дизельное топливо

Выпускают три марки дизельного топлива: летнее Л; зимнее З и арктическое А.
В зависимости от температуры окружающего воздуха рекомендуется следующее использование ДТ: Л - применяют при температуре 0°С и выше, З - при температуре -20°С и выше, А - при -45°С и выше.
По содержанию серы ДТ подразделяют на два вида: 1 - с содержанием серы до 0,2% и 2 - от 0,2 до 0,5%.

К числу основных показателей, определяющих качество и эксплуатационные свойства дизельного топлива, относят цетановое число, вязкость, содержание серы, кислот, щелочей и др.

Цетановое число характеризует лёгкость воспламенения ДТ и его склонность к возникновению жёсткой работы. Чем больше цетановое число, тем меньше период задержки воспламенения и легче пуск дизеля.
Уменьшение цетанового числа увеличивает период задержки воспламенения топлива и уменьшает жёсткость работы, при которой происходит повышенный износ его деталей и особенно подшипников коленчатого вала двигателя. Минимальное цетановое число для всех сортов ДТ не ниже 40-50.
Вязкость характеризуется сопротивлением, которое оказывают частицы топлива их взаимному перемещению по системе питания двигателя под действием внешней силы. Вязкость ДТ довольно жестко нормируется, так как этот показатель оказывает существенное влияние на работу двигателя.
При малой вязкости топливо выдавливается через зазоры в плунжерных парах топливных насосов, что снижает давление впрыска и изменяет дозировку, увеличивается подтекание топлива через зазоры форсунок. Всё это приводит к падению мощности, повышению расхода топлива и увеличению образования нагара на деталях.
При высокой вязкости ухудшается качество смесеобразования, топливо сгорает не полностью и увеличивается его расход. Затрудняется пуск двигателя, и он дымит при работе.
Содержание серы в ДТ оказывает влияние на надёжность и долговечность работы двигателя. Незначительное повышение содержания серы сверх допустимой нормы в несколько раз способствует увеличению износа деталей двигателя.

Комментариев нет: